Виадук
Виадук - (франц. Viaduc, от лат. Via – дорога и duco – веду) – мостовое сооружение большой протяженности и на высоких опорах при пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек. Постепенное нарастание высоты опор (в некоторых случаев – и размера пролетов) отличает виадук от эстакады. Виадуки строятся иногда вместо высоких насыпей, если возведение последних экономически невыгодно или технически нецелесообразно, например, вследствие слабости грунта основания. Постепенное нарастание высоты опор (а в некоторых видах Виадука и размера пролётов в наиболее высокой части) отличает Виадук от эстакады, имеющей обычно незначительное изменение высоты опор и одинаковые размеры пролётов. Виадуки бывают каменными, металлическими, бетонными, железобетонными, главным образом многопролётной арочной, реже балочной, конструкции. Виадуки были известны уже в Древнем Риме, где возводились по системе арок, выложенных из крупных каменных блоков, придававших Виадуку характерное для утилитарных римских построек выражение суровой мощи. С конца 19 в. каменные Виадуки вытеснены металлическими и железобетонными. Конструктивные возможности этих материалов и разработка научной теории мостостроения позволили значительно снизить объём и массу основных частей сооружения и повлияли на возникновение современных Виадуков, в которых архитектурный образ основан на эмоциональной выразительности подчинённых инженерной логике и пластически осмысленных обнажённых конструкций (железобетонный Виадук в г. Ножан на Марне, Франция; железобетонный Виадук Польчевера в Генуе, 1961, инженер Р. Моранди). Лит.: Надеждин Б. М., Мосты и путепроводы в городах, М., 1964.
К списку слов
|