Арабская архитектура - грандиозный план превращения столицы ОАЭ Абу-Даби в крупнейший культурный центр арабского мира...
Согласно этому проекту, на естественном острове Саадийат (что в переводе с арабского значит «счастье»), будет возведено шесть городских районов смешанной застройки: там будут гостиницы, огромные причалы, рассчитанные на 1000 кораблей, поля для гольфа, жилые дома и культурные институты. Среди них ведущее место займут музеи: Гуггенхайм Абу-Даби (проект Фрэнка Гери), Классический музей (архитектор Жан Нувель), и Морской музей (архитектор Тадао Андо). Рядом с ними также появится Центр исполнительских искусств по проекту Захи Хадид.
Американская архитектурная мастерская SOM разработала генплан для «квартала культуры». Кроме названных учреждений, там также будет разбит Парк Биеннале с девятнадцатью международными павильонами, сооружёнными на берегах канала длиной полтора километра. Среди архитекторов этих построек меньшего масштаба названы - американские архитекторы: Грэг Линн и «Asymptote»; русские: Юрий Аввакумов и Андрей Савин; англичанин Дэвид Аджайе; Сьюнг Х-Санг из Южной Кореи и другие.
Но этим амбициозные планы руководства ОАЭ не исчерпываются: на острове площадью в 27 км² и расположенном в 500 метрах от набережной Абу-Даби к 2018 году также построят Национальный музей Шейха Зайеда, посвящённый истории и культуре страны, а также, возможно, филиал Британского музея и крупнейших музеев Австрии, России и Италии. Также, в сотрудничестве с Йельским университетом, планируется основать там художественный институт, который бы подготавливал студентов в сфере изобразительного искусства, архитектуры, живописи и театра.
Власти Объединённых Арабских Эмиратов преследуют цель - создать в Абу-Даби культурный центр, который объединит вокруг себя созидательный потенциал Ближнего Востока и даже всего арабского мира. В то время, когда старые центры - Бейрут, «Париж Востока», Багдад и Каир переживают не лучшие времена, в ОАЭ может быть сформирована новая точка притяжения творческих сил мусульманского мира. Там можно будет не только передавать молодому поколению знания о традиционной культуре, но и знакомить его представителей с Западной цивилизацией на примере лучших памятников её искусства. В начале большую часть экспозиций новых музеев и программы спектаклей Центра исполнительских искусств будут составлять экспонаты из европейских и американских собраний, представления гастролирующих трупп. Но в будущем, по мысли авторов проекта, их место должны частично занять произведения и постановки подготовленных в ОАЭ художников, актеров и музыкантов.
Но такая благонамеренность – лишь одна сторона медали. Реальностью является и то, что Абу-Даби, столица и крупнейший эмират страны, испытывает сейчас жёсткую конкуренцию в сфере культурного туризма со стороны других эмиратов - Дубай и Шарджи, а также столицы Катара Дохи. Там тоже строятся музеи и театры по проектам знаменитых архитекторов, которые должны привлечь состоятельных любителей искусства со всего мира. И финансовая заинтересованность в доходах от этой сферы туристического бизнеса – не последняя причина решения о реализации проекта на острове Саадийат стоимостью 27 миллиардов долларов и длительностью в 10 лет.
Но пока все эти планы остаются на бумаге, проекты «звёзд» архитектуры выставлены для всеобщего обозрения в роскошном отеле «Emirates Palace Hotel» в Абу-Даби.
Фрэнк Гэри разработал проект Музея Гуггенхайм Абу-Даби, который должен стать крупнейшим музеем Фонда Гуггенхайма в мире (площадь выставочных площадей составит 12 000 кв²). Его центр образуют четыре этажа традиционных залов, сгруппированных вокруг внутреннего двора. Вокруг будет идти ещё одно кольцо галерей, более просторных и более простых в формальном решении. Внешний периметр будет составлять несколько залов, больше напоминающих промышленные помещения, и предназначенных для экспозиции самых крупных и необычных произведений современного искусства. Основным формальным мотивом должны стать конусы со срезанными вершинами, имитация традиционной для арабской архитектуры «башни ветра», которая выводит тёплый воздух из помещения, заменяя его более холодным. С их помощью часть комплекса будет вентилироваться естественным образом. Они также будут отмечать все входы в музей.
Центр исполнительских искусств Захи Хадид должен будет связать градостроительную ось «квартала культуры» и проходящую вдоль набережной линию прогулочной аллеи. Пять зрительных залов расположены в его структуре, «как плоды на извивающейся лиане». Достигая высоты в 62 метра, здание постепенно разворачивается в западном направлении - к воде. Комплекс включает в себя два концертных зала: оперный и драматический театры. А также многофункциональный зал на 6300 человек. Также там будет находиться Академия исполнительских искусств. Один из концертных залов будет расположен на верхнем ярусе. Туда будет открыт доступ солнечному свету, а через огромное окно за сценой зрители смогут любоваться видами города и моря. Также панорамные окна будут устроены в фойе всех пяти залов.
Жану Нувелю было поручено проектирование Классического музея. Предполагается, что там будут выставляться произведения из собрания Лувра. Однако, это решение вызвало недовольство общественности во Франции. Многие граждане считают, что, таким образом, Франция «продаёт свою душу», используя своё культурное наследие в коммерческих целях. Источником вдохновения для архитектора послужили образы древних городов, покинутых людьми, засыпанных песками или погрузившихся на дно моря. В результате, был создан простой план, напоминающий результаты археологических раскопок - скопление одноэтажных построек вокруг главной улицы. Но этот «микрогород» требует особый микроклимат, который должен создать впечатление «иного мира». Поэтому комплекс будет перекрыт огромным прозрачным куполом, покрытым орнаментами. Вокруг построек будут высажены разнообразные растения, характерные для разных экосистем: пустыни, оазиса, морского острова, водоёма.
Морской музей Тадао Андо будет посвящён истории мореходства в арабском мире, а также природе Абу-Даби. Единая обтекаемая форма здания музея кажется результатом работы ветра над прибрежной скалой. Постройка расположена посреди большого «водного двора», отражающего тематику музея. В интерьере различные уровни соединены между собой мостками и «плавающими палубами». Традиционные арабские корабли доу укреплены над «зазорами» между отдельными этажами. Под землёй устроено пространство вестибюля с огромным аквариумом.
Компания «Технология крыш» прочно зарекомендовала себя на рынке кровельных работ. Опытные специалисты помогут заказчику спроектировать надёжную конструкцию, сориентироваться в огромном ассортименте...