Есть ли будущее у бизнеса по изготовлению готовых жестких ПВХ композиций? Будут ли производители изделий из ПВХ пользоваться готовыми композициями?
Производство изделий из ПВХ
В чистом виде ПВХ не используется, так как это нетермостойкий хрупкий материал, который под действием высоких температур начинает интенсивно деполимеризоваться с выделением хлористого водорода и других соединений. ПВХ может использоваться в составе композиции, состоящей из полимера и разнообразных добавок, делающих полимер способным к переработке. Современные поливинилхлоридные композиции могут включать в себя до 15-20 индивидуальных компонентов, которые можно разделить на ряд более крупных групп.
В композиции жесткого ПВХ вводят стабилизаторы для повышения способности материала к переработке при повышенных температурах, смазки и модификаторы текучести для снижения прилипаемости (адгезии) расплава к оборудованию, модификаторы ударопрочности для увеличения стойкости к нагрузкам при эксплуатации, наполнители для повышения вязкости и формоустойчивости расплавов, а также для уменьшения стоимости композиции, другие добавки, повышающие стойкость к воздействию внешних факторов.
В мягкие композиции помимо указанных добавок вводят пластификаторы, благодаря которым изделия приобретают эластичность гибкость, способность к работе при отрицательных температурах. С увеличением содержания пластификатора в композиции изделие становится более гибким.
Краткое описание технологии приготовления жестких ПВХ-композиций
Этапы производства непластифицированной ПВХ-композиции:
ПВХ-смола и аддитивы загружаются в отдельные емкости системы автоматического дозирования, смешивания и подачи. В этой системе в соответствии с заданным рецептом происходит последовательное взвешивание компонентов. Отмеренные порции компонентов, добавляются к также предварительно дозированному количеству ПВХ-смолы.
смесь всех компонентов засыпается в горячий смеситель
Приготовленная порция смешивается последовательно в горячем и в холодном миксере, а затем с помощью вакуума подается в так называемые промежуточные емкости для дозревания.
Смеситель ПВХ состоит из силосов для хранения ПВХ-порошка и емкостей для мелких компонентов смеси, систем пневмотранспорта, системы дозирования и взвешивания компонентов, горячего и холодного смесителей, промежуточного бункера для стабилизации смеси.
Более качественные модели оснащены автоматизированным комплексом управления. Компьютерные системы позволяют не только наблюдать и контролировать параметры процессов дозирования всех компонентов, перемешивания, стабилизации доставки готовой смеси в приемные бункеры экструдеров, но и управлять технологическим процессом. Весь процесс смешивания осуществляется в полностью автоматическом режиме при непрерывном компьютерном контроле соответствия параметров рабочего процесса требованиям технологической документации.
Три схемы
закупается готовая смесь аддитивов и смешивается с ПВХ;
закупается готовая композиция, состоящая из ПВХ и аддитивов;
закупаются различные аддитивы и смола ПВХ.
Сравнительный анализ экономической эффективности собственного смешивания и поставок ПВХ
В таблицах 1 и 2 представлена калькуляция издержек на закупку сырья для производства ПВХ композиции, предназначенных для конструкционного профиля и панелей (стоимость на основной части остального строительно-отделочного профиля из суспензионного ПВХ примерно совпадает стоимостью сырья для панелей). Совокупные расходы на сырье (без учета логистики) составляют для конструкционного профиля 42,3 тыс. руб. за тонну, для панелей – 33,3 тыс. руб. Более высокая цена на конструкционный профиль объясняется: а) большей долей наполнителей в сырье для панелей; б) меньшим количеством дорогих добавок в сырье для панелей.
Повышение цен на С-ПВХ привело к тому, что в структуре цены сырья для конструкционного профиля доля полимера занимает 71%, для панелей – 82,5%. В стоимости сырья для конструкционного профиля значительную роль играю модификаторы прочности и комплексные стабилизаторы, в сырье для панелей – комплексные стабилизаторы.
Наиболее часто производителями изделий из ПВХ, особенно небольшими производителями профильно-погонажных изделий используется небольшой смеситель производительностью 200 кг смеси в час (порядка 400 тонн в год).
При 100-процентной загрузки ПВХ - смесителя 95% в стоимости готовой ПВХ-композиции для производства панелей занимает сырье (в производстве композиции для конструкционного профиля 96%). Из остальных основных издержек (таблица 1.6, 1.7):
Амортизация и ремонт оборудования. Цена небольшого смесителя (производительность – 200 кг/тонна), китайского или тайваньского производства – 16-18 тысяч долларов, западноевропейского в 2,5-3 раза дороже. Срок гарантийного обслуживания – 1 год.
Габариты смесителя в среднем 4*2, 2 двух метрах дополнительных площадей для прохода, требеутся порядка 40 кв. м.
Потребление электроэнергии – 43,5 кВт/час, при стоимости 2,2 руб./кВт.
Оплата труда. Для обслуживания смесителя требуется один рабочий.
Полученные стоимости ниже, чем у ведущего производителя готовых композиций “Солигран” (цены которого примерно на 5% ниже, чем у остальных производителей). Однако, во-первых, мы берем стоимость, исключая издержки на логистику (при закупке готового компаунда они ниже, чем при закупке нескольких аддитивов и самого ПВХ), во-вторых, существенные издержки при самостоятельном смешивание могут возникнуть в силу брака получившейся продукции, в-третьих, “Солигран” поставляет свою продукцию в гранулированном виде, что несколько удорожает ее. С другой стороны при самостоятельном смешивании есть возможность использовать более дешевые аддитивы, нежели те, что приведены расчеты выше, отчасти вторичное сырье, а так же самостоятельно изменять состав композиции, в частности увеличивая долю наполнителей (нами расчеты производились не по предельно допустимым нормам).
В приведенных расчетах разница между самостоятельном приготовлением смеси составляет по конструкционному профилю 22%, по панелям 10%. Данные отличия являются, во-первых, результатом неточности расчетов, так как в реальности композиции сложнее, чем представленные нами, во-вторых, сложность композиций для конструкционного профиля увеличивает ценность самой рецептуры, труда специалистов, и процент возможного брака.
Оценим экономический эффект:
При производстве настенных панелей разница в расходах на одну тонну сырья составит 3533 рубля. Если мы возьмем для расчета небольшое производство объемом около 100 тонн в год, то эффект от собственного смешивания составит около 350 тыс.руб. Если объем производства составляет 400 тонн в год, разница в расходах на сырье составит около 1400 тыс.руб. При стоимости смесителя в 430 тыс.руб. организация собственного смешивания окупается за 3-4 месяца.
Взамен – удлинение технологического цикла. Усложнение производства, что неизбежно ведет к уменьшению эффективности бизнеса.
В каких же случаях выгодно использовать готовые композиции?
1. Во-первых, в период «строительного сезона»
2. Во-вторых, при исполнении отдельных редких заказов;
3. В-третьих, на начальных этапах развития производства.
Прогноз развития российского рынка
Как же будет развиваться российский рынок? Будет ли расти спрос на готовые композиции? В каких областях он будет расти? Для начала рассмотрим, как развивался европейский рынок. Просматриваются ли тенденции к использованию готовых композиций в более развитых экономиках?
Тенденции использования готовых жестких ПВХ композиций на европейском рынке
Европейский рынок использования ГЖК сложился к началу 90-ых годов прошлого века и демонстрирует стабильные объемы производства. В 1990 году в Европе производилось 1,2 млн тонн ГЖК, в 2000 – 1,3 млн тонн . С 2001 по 2005 годы темпы роста не превышали 1% в год.
Однако, стоит выделить две противоположные тенденции в использовании ГЖК. Значительный рост происходил в сегменте строительного профиля. Ежегодно возрастающий рынок пластиковых окон обеспечивал порядка 5% роста использования ГЖК в год. К началу нашего десятилетия доля конструкционного профиля в использовании ГЖК составила более 22%. Одновременно с этим резко сократились объемы использования ГЖК в сегменте упаковки для бутылок, что и привело к крайне медленным темпам роста объемов использования ГЖК в целом. Изменения на рынке композиций привели к различным изменениям для рынков отдельных стран. Например, во Франции, где традиционно был обширный рынок упаковки из ПВХ, из-за местного производства минеральной воды. Однако, на протяжении 90-х Франция продемонстрировала спад в совокупном спросе на композиции ПВХ с 300, 000 тонн, что 23% от Западно-европейского рынка, до 190,000 тонн, что составляет 15% спроса.
На сегодняшний день доля ГЖК составляет в Западной Европе порядка 27% от общего использования непластифицированных ПВХ-композиций . При этом использование ГЖК в Азии, повторяя динамику потребления ПВХ, растет стремительными темпами, порядка 10% в год.
Другим важным изменением на рынке ПВХ композиций являются объемы композиций производителями смолы и независимыми компаниями. Если в 1990 году производители смолы производили 60% композиций, то в 2005 году уже менее половины. Это особенно заметно в Германии, где производители смолы почти совершенно удалились от деятельности, связанной с ПВХ композициями. Количество независимых производителей композиции увеличилось с 41 в 2002 году до нескольких сот в 2005-ом . Крупные же производители ПВХ постепенно снижают объемы производства композиций (INEOS Vinyls, Hydro Polymers, Bordoschem).
Аналитики рынка ПВХ в качестве фактора, положительно влияющего на динамику доли использования ГЖК, выделяют рост цен на полимеры вследствие роста цен на нефть. Это приводит к тому, что производители стараются уменьшить количество несущих и увеличить количество активных ингредиентов в смеси, что значительно усложняет процесс смешивания композиций, а соответственно подталкивает производителей изделий из ПВХ использовать покупные ГЖК.
Производители настенных панелей – основные потребители готовых композиций
Чаще всего ГЖК использую производители панелей. Работа на готовых композициях для этой группы производителей экономически выгоднее и удобней по сравнению с производителями других изделий. Именно в этом сегменте сосредоточено большое количество небольших компаний, для которых может быть выгодным предложение ГЖК. На данную категорию потребителей и должны ориентироваться производители готовых композиций.
Потребитель незнаком с продуктом
Исследование Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков выявило крайне низкую осведомленность производителей о возможности применения готовых композиций. Особенно это характерно для мелких производителей (до 500 тонн в год). Низкая осведомленность свидетельствует о благоприятных условиях для развития использования ГЖК в этом сегменте. От производителей ГЖК требуется активность в продвижении своей продукции на рынок, самостоятельный выход на производителей сторительно-отделочного профиля с целью донесения до них всех преимуществ использования ГЖК. На сегодняшний день такую политику проводит только ЗАО “Солигран”.
Таким образом, российский рынок можно охарактеризовать как развивающийся и обладающий значительным потенциалом. Спрос на готовые композиции будет расти. Но этот рост будет заметно ниже темпов роста объемов переработки ПВХ. Увеличение рынка будет происходить за счет мелких и начинающих производств профильного погонажа. Во многом развитие рынка зависит от активности производителей и поставщиков композиций. Этот рынок может быть ими сформирован. Все предпосылки для этого существуют.
Кто является потребителем готовых композиций в настоящее время, кто является потенциальным потребителем, кто формирует предложение ГЖК на российском рынке - в отчете маркетингового исследования Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок готовых жестких ПВХ композиций в России».
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков http://www.akpr.ru/
Компания «Технология крыш» прочно зарекомендовала себя на рынке кровельных работ. Опытные специалисты помогут заказчику спроектировать надёжную конструкцию, сориентироваться в огромном ассортименте...